Mobirise html website builder




ТВОРЧЕСТВО

Ключевым событием, с которого началось становление самобытного думающего художника Штабнова, была выставка на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Впервые в Советском союзе было представлено изобразительное искусство всех континентов. Для многих художников, вошедших в историю российского искусства как шестидесятники, эта выставка стала поводом для переосмысления и дала импульс для развития их творчества. Лирический пейзаж Г. А. Штабнова «На Таре-реке», стал одной из двух работ сибиряков на этой выставке.


В 1950-1960-е годы творчество Штабнова развивается в общем русле нового советского искусства, начались поиски новых выразительных средств, художники стремятся к активному восприятию натуры. Для Штабнова основным организующим элементом становится ритм, проявляющийся в ритме мазков, имеющих отчётливо выраженное направление, в ритме цветовых плоскостей. Лучшие и завершающие работы этого периода «Пристань Мужи» (1964), «Тобольский порт. Белые ночи» (1967).


На следующем этапе с конца 1960-х годов Г. А. Штабнов заявляет о себе, как о художнике эпического склада, с даром монументального обобщения. Взгляд на мир становится шире, буквально увеличивается размер полотен. Он пишет не конкретные уголки природы, но просторы земли и неба. Яркая работа этого периода «Земля людей» (1965-69). Мера обобщения, достигнутая в этой работе, была настолько велика, что идти по определившемуся пути было уже сложно. Закономерно, что художник переходит к монументально-декоративному искусству. В соавторстве с Н. Я. Третьяковым создаёт ряд работ, в том числе экспрессивный символико-аллегорический рельеф из бетона на фасаде Дворца им. Ф. Э. Дзержинского «Защита завоеваний Октября». Интерес к монументально-декоративному искусству проявился в организации им кафедры декоративно-прикладного искусства в 1976 году.


Следующий этап открывается живописной работой «Десант» (1980). Поэтика эпического пейзажа сохраняется, но дополняется символизмом. Предметное начало несёт минимум смысловой нагрузки, сюжет теряет свою отчетливость, достигается предельное обобщение. Символическое звучание усиливается в серии работ «Память» (19827-89). Масштабная тема не оставляла (в это время уже больного) художника до конца жизни.


Перечень работ     Галерея выборочных работ      Монументально-декоративные работы

1950-е годы

1. Интерьер музея.
1956. Холст, масло. 74х46.
Собственность семьи.

2. Сельское окошко.
1958. Холст, масло. 60х49.
ООМИИ им. М. А. Врубеля.

1960 - 1969

3. Дорога в Тайге.
1962. Холст, масло. 150х100.
4. Город строится.
1962. Холст, масло. 100х105.
5. Борисо-Глебский монастырь. 1963. Картон, масло. 70х49. Собственность семьи.
6. Старый Таллин. 1963. Холст, масло. 108х105. ООМИИ им. М. А. Врубеля.
7. Тобольский порт. Белые ночи. 1964. Холст, масло. 105х80. Музей изобразительных искусств в г. Комсомольске-на-Амуре.
8. Вечерний мотив. 1964. Холст масло. 140х151. ООМИИ им. М. А. Врубеля.
9. Любимый город. 1964. Холст масло. 160х100. ООМИИ им. М. А. Врубеля.
10. Порт Мужи. 1964. Холст масло. 84х125. ООМИИ им. М. А. Врубеля.
11. Большая химия в Сибири. (серия из 4-х листов). 1964. Монотипии.
12. Сибирский мотив. 1967. Холст, масло. 65х240. Кемеровский музей изобразительных искусств.
13. Ночной Томск. 1967. Холст, масло. 125х100. Кемеровский музей изобразительных искусств.
14. Вечерний мотив. 1968. Холст, масло. 151х151. Собственность семьи.
15. Вечер на станции. 1968. Холст, масло. 125х85.
16. Земля людей. 1969. Холст, масло. 190х250. ООМИИ им. М. А. Врубеля.
17. Земля людей (вариант). 1969. Холст, масло. 190х255. Собственность семьи.

1970 - 1979

18. Окно бакенщика.
1972. Холст, масло. 90х80. ООМИИ им. М. А. Врубеля.

19. Черлакский затон.
1972. Картон, масло. 47,5х112.
Собственность семьи.

20. Васюган. 1974. Холст, масло. 160х200. ООМИИ им. М. А. Врубеля.

21. Васюган (вариант). 1974. Холст, масло. 190х255.
Собственность семьи.

22. Южное дерево.
1978. Холст, масло. 79х100.
Собственность семьи.

23. Десант.
1979. Холст, масло. 80х185. ОГИК музей.

24. Десант (вариант).
1979. Холст, масло. 80х200.
Собственность семьи.

1980 - 1989

25. Чокан Валиханов.
1985. Холст, масло. 100х78.

26. Красный элеватор. 1985. Холст, масло. 90х70.
Собственность семьи.

27. Универмаг.
1985. Холст, масло. 95х115.
Собственность семьи.

28. Май.
1986. Холст, масло. 80х60.
Собственность семьи.

29. На реке Шиш.
1987. Холст, масло. 60х80.
Собственность семьи.

30. Трудные дороги.
1987. Холст, масло. 85х125. ООМИИ им. М. А. Врубеля.

31. Навигация в Омске (На Иртыше). 1987. Холст, масло. 52х186.
Собственность семьи.

32. Золотонивская ферма.
1987. Холст, масло. 60х200. ОГИК музей.

33. Промпейзаж.
1987. Холст, масло. 115х125.
Собственность семьи.

34. Спящие паровозы.
1988. Холст, масло. 78х105.
Собственность семьи.

35. Вокзал.
1987. Холст, масло. 74х97. Собственность Омскпромстройбанка.

Цикл работ «Память»

36.Зимний день. 1985. Холст, масло. 150х140. ООМИИ им. М. А. Врубеля.

37. Восход. 1986. Холст, масло. 93х72. Собственность семьи.

38. Черная лампа. 1987. Холст, масло. 90х60. ООМИИ им. М. А. Врубеля.

39. Мыслитель. 1987. Холст, масло. 150х101.
Собственность семьи.

40. Ночной мотив. 1987. Холст, масло. 151х141. ООМИИ им. М. А. Врубеля.

41. Полдень. 1987. Холст, масло. 90х60. ООМИИ им. М. А. Врубеля.

42. Память. 1988. Холст, масло. 195х240.
Собственность семьи.

43. Скворечники. 1988. Холст, масло. 182х248.
Собственность семьи.

44. Колокольный звон. 1989. Холст, масло. 100х79.
Собственность семьи.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ РАБОТЫ

«История авиации». Роспись интерьера музея технической пропаганды завода им. П. И. Баранова. Омск. Соавтор Н. Я. Третьяков. Фотоэлектролиз. 1968—1969.

«Защита завоеваний Октября». Рельеф фасада Дворца им. Ф. Э. Дзержинского. Омск. Соавтор Н. Я. Третьяков. Бетон. 1971.

Декоративная роспись цеха завода им. П. И. Баранова. Омск. Соавтор Н. Я. Третьяков. Мозаика. Природный камень, смальта. 1971.

«Детство». Рельеф декоративной стелы у бассейна Дворца пионеров. Омск. Соавтор Н. Я. Третьяков. Бетон. 1975.